1 Вариант путешествия - связка по рекам плоскогорья - "Северный Тиман"

- Ссылки для самостоятельного (предварительного) озанакомления с регионом:
Маршрут по рекам Сула и Волонга.
Северный Тиман 2002
Ледниковый Период -3 и небольшое кино
СЕВЕРНЫЙ ТИМАН. ЗАРИСОВКИ
Фотоальбом № 1
Фотоальбом № 2
По рекам Сула и Волонга
все, больше ничего не нашлось...
- По срокам - думаю, оптимально для региона - третья неделя июля - "старт"
- Куски карт, взятые из чужих текстов: схема 1, схема 2, схема 3, План-схема сложенная в .xls в архиве (больше ничего пока не нашел, буду искать, но по ссылкам есть все предварительно-необходимые материалы)

- Координаты некоторых точек (для Гугл Мап), чтоб понимать, о каком регионе идет речь:
пос. Коткино, устье р.Сула: 67° 1'51.59"N, 51° 8'0.38"E, устье реки Волоковая 66°27'59.06"N, 48°19'27.78"E, Сульское озеро 66°39'10.84"N, 48°42'35.66"E, Сула у озера 66°42'0.64"N, 48°46'42.36"E, устье Верх. Каменка 66°51'37.89"N, 49°21'57.29"E, коенец в. Каменка 66°52'34.15"N, 48°56'57.37"E, Верховья реки Волонга 66°58'18.24"N, 48°46'36.86"E, Устье р. Камушки 67° 7'52.72"N, 48°30'26.72"E, самые верховья пр. Белая 67° 8'41.87"N, 48°50'43.01"E, р. Белая 67°18'53.07"N, 49° 1'18.84"E, Слияние рек Белая и Индига 67°22'23.08"N, 49°35'6.21"E, устье Индигская виска 67°21'40.42"N, 49°39'34.97"E, Индигские озера 67°28'45.61"N, 49°51'46.61"E, Район перехода на р. Сойма 67°32'31.27"N, 50° 8'15.95"E, пос. Индига 67°39'9.53"N, 49° 2'30.23"E, Волонга 67° 6'18.01"N, 48°10'52.70"E, Устье Волонги (поселок) 67° 7'42.89"N, 47°47'37.62"E, пос. Нижняя Пеша 66°45'9.31"N, 47°45'3.27"E

В Гугл Мап и приведенных дневниках путешествий оч много фото и фактографии, есть даже кино.Даже поверхностное ознакомление с представленными материалами полностью описывает местность и предстоящее. Думаю, что выдержки по маршруту приводить здесь нет необходимости, но если надо, то я сделаю выборки, касательно именно наших рек. Естественно, если сюда поедем, все необходимые материалы будут скопированы.

Рассматриваю несколько вариантов путешествия по региону:
Вариант № 1 (самый длинный и врят ли осуществимый в наши сроки)
1. старт с устья р. Волоковая (вверх) - 60 км.
2. переход на Сульское озеро - 1,5 км, по виске километров 5 до р. Сула
3. р. Сула (вниз) - ~65 км.
4. р. Верхняя Каменка (вверх) ~35 км.
5. Волок на Волонгу - 12 км.
6. Вниз по Волонге - 38 км. (возможно раньше сойти для перехода на р. Белую)
7. Волок на Белую - ~12км.
8. Вниз по Белой - 65 км.
9. р. Индига (вверх) - 5 км
10. Индигская Виска - 30 км
11. Индигские озера - 25 км.
12. Волок на р. Сойма - ~3 км.
13. р Сойма до пос. Коткино - ~120 км
- итого: вверх - 100 км, пешком - 28 км, вниз - 348 (с учетом озер) - ~ 500 км
Заброска: Москва-Архангельск (поезд), Архангельск - Нижняя (или Верхняя???) Пеша - АН-2, В. Пеша устье Волоковой - авто.
Выброска: Коткино-Нарьян Мар - моторка, Нарьян Мар - Москва - не понял еще как, но просто как-то.

Вариант № 2(реальный)
1. старт с устья р. Волонга (вверх) - 53 км.
2. вдоль р. Камушка и переход на р. Белая ~ 20 км.
3. Вниз по Белой - 65 км.
4. р. Индига (вверх) - 5 км
5. Индигская Виска - 30 км
6. Индигские озера - 25 км.
7. Волок на р. Сойма - ~3 км.
8. р Сойма до пос. Коткино - ~120 км
(вероятный др. вариант выхода - Вверх по Индиге - 39 км. Волок на Озеро Могутейское - 3 км. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км. По озеру Урдюжскому - 12 км. По Урдюжской виске - 45 км. вниз по Сойме (до Коткино) - 54 км - так представляется короче и немного проще)
- итого: вверх - 58 км, пешком - 23 км, вниз - 240(с учетом озер) - ~ 330 км - карта практически полного маршрута
Заброска: Москва-Архангельск (поезд), Архангельск - Нижняя Пеша - АН-2, Нижняя Пеша - устье р. Волонга - моторка
Выброска - аналогична предыдущему варианту

Вариант № 3(осуществимый)

1. Старт с устья р. Волонга (вверх) - 53 км.
2. вдоль р. Камушка и переход на р. Белая ~ 20 км.
3. Вниз по Белой - 65 км.
4. р. Индига (вверх) - 39 км
5. Волок на Озеро Могутейское - 3 км.
6. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км.
7. По озеру Урдюжскому - 12 км.
8. По Урдюжской виске - 45 км.
9. Вниз по Сойме (до Коткино) - 54 км
- итого: вверх - 92 км, пешком - 23 км, вниз - 191(с учетом озер) - ~ 306 км
Заброска: Москва-Архангельск (поезд), Архангельск - Нижняя Пеша - АН-2, Нижняя Пеша - устье р. Волонга - моторка


Выброска может осуществляться 3-мя разными способами:
Вариант № 1. Самый бюджетный, наиболее осуществимый.
За конечную точку маршрута принимаю село Коткино.
1 . село Коткино - село Гусенцы (моторка по Суле, 47 км по воде);
2. село Гусенцы - село Ёрмица (Автомобиль, там не далеко). Возможно придется ехать не прямо до села Ёрмица, а до села Харьяга, там 10 км. по воде до
Ёрмицы, но говорят, что можно доехать и прямо до Ёрмиц.
((Надо обратиться к Ардееву Василию Петровичу в Коткино. Найти его просто - его дом укажет первый встречный,
у него туристы часто останавливаются. Он может помочь с выброской, как и заказать машину из Гусенцов.))
3. Ёрмицы - Усть-Цильма (метеор "ЗАРЯ" по р. Печора, рассписание не известно пока, или попутным транспортом, который там достоверно имеется);
4. Усть-Цильма - Ираель - регулярный автотранспорт (2 часа), далее - поезд до Москвы.
Общее время на эту выброску - сутки без поезда, естественно.

Вариант № 2. Самолет (не плохой)
Самолет Коткино - Архангельск (рассписание неизвестно, надо узнавать в Архангельске), оттуда - поезд.


Вариант № 3. Самолет (длинный и дорогой)
Самолет Коткино - Нарьян-Мар, Самолет Нарьян-Мар - Москва
Рассписание (не первой свежести)
Индига (через: Коткино) 9.40** (сб, летний)
Коткино 9.25* (пт)
Коткино (через: Лабожское) 9.15* (ср)
* - рейс выполняется самолетом Ан-2.
** - рейс выполняетеся вертолетом Ми-8.
Запасное - из" Индиги"

в НАРЬЯН-МАР из Индиги
• Индига 9.30* (пн,пт)
• Индига (через: Коткино) 9.40** (сб, летний)
Все варианты выброски осуществимы реально и осуществлялись в действительности


Основные точки на карте помечены коричневыми "кляксами"

1. Засланы документы в Архангельск на получение пропусков в погран-зону;
2. Найден перевозчик в Нижней Пеше;
3. Малость определяется с самолетом Архангельск - Н. Пеша;
4. Есть все карты в электронном виде и схема волока на Могутейское;

Аварийные варианты: выход в пос. Индига, выходы по Волонге или по Суле.

куплен большой фильм по похожему маршруту в регионе
вообще, места удивительно красивые и "заповедные", если не щас, то может больше и никогда, останется только плато Путорана

КРАТКАЯ СПРАВКА ПО РЕГИОНУ
Населенные пункты.
Территория расположена в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, малообжитая - всего одна группа, состоящая из 4 поселений: п.Индига (841 жит.), п.Выучейский (240 жит.). Маяк Чешский (10 жит.), метеостанция (5 жит). В п.Индига застройка плотная, бессистемная, в остальных нас.пунктах планировка бессистемная, разреженная, дома деревянные, одноэтажные. На территории разбросаны охотничьи и рыбацкие избы, используемые во время промысла. Источниками водоснабжения служат реки, а зимой используется снег и лед, так как водоисточника значительно или полностью промерзают. Электроснабжение от дизельных электростанций. Связь с внешним миром - по радиотелефону.
Дорожная сеть
. Отсутствует. Поселки с маяком и между собой связаны тракторными дорогами. Редкие тракторные дороги, зимники, тропы, пересекающие территорию в различных направлениях, связывают отдаленные населенные пункты или урочища, используются лишь эпизодически, некоторые из них используются для перегона оленьих стад на пастбище.
Рельеф и грунты.
Местность равнинная, к востоку от р.Индига -Малоземельская тундра, к западу - Тиманская тундра. Западнее р.Индига от морского побережья на .ю-в вытянулись Тиманский Камень и Чайцынский Камень- невысокие хребты, остатки древних горных отложений. Абсолютные высоты на территории колеблются от 0 до 206м. Поверхность равнины слабоволнистая, местами холмисто-грядовая. Холмы (сопки) и гряды (хребты) высотой 20-100м. Гребни гряд широкие, вершины холмов и гряд плоские, склоны пологие, со средней крутизной (5-15°), но местами до 20°. Отдельные низины между холмами и грядами заболочены, а в северной части заняты песками, лишенными растительности (эти низины носят местное название "Яреи"). Долины рек, в основном, узкие (ширина 50-300м только у р.Индига до 4км), врезаны на глубину 10-40м, крутизна склонов 15-20°, местами склоны обрывистые. На большей части территории распространены бугры пучения (высота бугров до 5м), образованные льдом, прикрытым торфом. Грунты преобладают супесчаные и суглинистые со щебенкой if галькой (см.схему), на заболоченных участках распространены торфяные грунты (мощность торфа 1-3м). Вдоль побережья и по долинам рек - песчаные грунты. Отдельными участками (островами) распространена многолетняя (вечная) мерзлота. Мощность мерзлотного слоя до 20м. Летом супеси, суглинки, глины и торф оттаивают на глубину 0,3-0,8м. Слой талого грунта, покрытого дерниной, выдерживает тяжесть пешеходов, но проседает при движении гусеничного транспорта. Производство земляных работ в сильно увлажненном разжиженном талом грунте затруднительно. Кроме того, при удалении талого слоя грунта начинает оттаивать лежащий под ним вечномерзлый грунт. Грунтовые воды в понижениях между холмами и в долинах рек залегают на глубине от 0,5 до 2м, на склонах холмов и гряд от 4 до 10м, местами до 50м.
Гидрография.
Р. Индига судоходна для морских судов каботажного плавания от устья до пос.Индига, а во время прилива -до впадения в нее р.Бол.Мутная. Ширина реки от 30-200 до 1000м (в устьевой части 2-4км), глубина 1-2м (в устье до 10м), скорость течения 0,3-0,7м/сек. Дно песчаное, местами каменистое, в устье песчано-илистое. Берега преимущественно пологие низкие, на отдельных участках обрывистые (высота обрывов до 16м). Пойма в нижнем течении заболоченная, труднопроходимая, луговая или поросла кустарником, а в среднем течении пойма сухая, поросшая редким лесом и кустарником. Реки Вырэй, Великая, Бол. Горносталья, Иевка, Бол.Мутная, Лямчина имеют ширину от 10 до 60м, глубину 0,5-1м, скорость течения 0,3-0,8м/сек. Дно песчано-галечниковое, в устьях песчано-илистое. Остальные реки небольшие, шириной менее 20м, глубиной до 1м (р.Черная местами до 1,3м). Берега рек, в основном низкие, пологие, на отдельных участках обрывистые (высота обрывов до 24м), скорость течения 0,3-0,8м/сек. Озера небольшие (площадь их от 2 до 12кв.км) глубина 0,5-1м (реже 2-6м), дно песчано-илистое, в некоторых озерах иловато-торфяное. Берега преимущественно низкие пологие, высотой 0,5-1м иногда заболоченные. В озерах, расположенных вдоль берега моря, вода солоноватая. Режим. Реки замерзают в конце октября (озера на неделю раньше). К концу зимы толщина льда достигает 0,7-1м, небольшие реки и озера промерзают до дна. Вскрываются реки в середине мая (озера на неделю позже); ледоход продолжается 5-8 дней. Наибольший подъем уровня воды в реках (на 1-Зм выше меженного) бывает в конце мая начале июня. В это время реки сильно разливаются, образуя с озерами и залитыми водой болотами огромные зоны затопления. Уровень воды в озерах поднимается на 1-1,5зд. Спад паводковых вод происходит постепенно. Период межени длится с середины июля до середины октября. На устьевые участки рек (18-25кв.км вверх по течению), впадающих в море, воздействуют приливы и отливы, при которых колебания уровня составляют 1,5-4м. Вода в приустьевых участках во время прилива становится соленой. Болота встречаются небольшими участками, в основном, грядовые (высота гряд 0,5-1м, длина от 50 до 200м) с мочажинами (сильно увлажненные понижения, нередко с окнами воды). Поверхность болот открытая или поросшая кустарничками. Замерзают болота в конце октября, в январе промерзают на глубину 0,4-0,8м, становясь доступными для гусеничных машин. Оттаивают болота с конца апреля до начала июня. В теплое время года оттаявшие, перенасыщенные водой болота труднопроходимы. Морское побережье изрезано слабо. Далеко в море вдаётся только мыс Святой Нос (Тиманский). Берега обрывистые (высотой от 0,5 до 18м), местами низкие песчаные. Береговые обрывы расчленены долинами рек, ручьев и глубокими оврагами. Вдоль берега - местами тянется песчано-галечниковая полоса осушки шириной от 30 до 200м. Прибрежье мелководное: глубины в 5м местами удалены на 0,4-2км от берега, в 10м - на 2-бкм. Дно ровное, грунт песчаный. Вдоль берега встречаются надводные и осыхающие камни. Приливы правильные, полусуточные, средняя величина прилива 1м. Зимой (в конце ноября) море в прибрежной полосе замерзает и образуется береговой припай (шириной 0,3-0,5км) который постоянно взламывается. В открытом море всю зиму дрейфуют плавучие льды. Полное очищение от льда происходит к середине июня. Навигация длится с конца июня до середины ноября. С октября по май на море часты штормы (скорость ветра 20-24м/сек). Рейсовые суда с осадкой более 3м становятся на якорь против поселка Индига.
Растительность.
Леса (елово-березовые) растут небольшими участками на юго-востоке территории. Деревья часто кривые, высотой 5-12м, толщиной 0,10-0,15м, расстояние между деревьями 3-4м. Подлесок кустарниковый, редкий, высотой 1,5-Зм. Леса засорены буреломом и валежником, труднопроходимы. Заросли из ивы (высотой 0,5-4м) и карликовой березы (до 1м) встречаются по долинам рек. На остальной территории растительность тундровая, представлена кустарничками (багульник, голубика и др.) высотой 0,2-0,5м, лишайниками (на сухих участках), мхами и влаголюбивыми травами (осока, пушица и др.) на болотах и по берегам озер.
Климатические условия.
Климат суровый, с продолжительной холодной зимой и коротким прохладным летом. Территория расположена за Северным полярным кругом. Зима (середина октября - середина мая) холодная, с сильными ветрами и частыми метелями. Преобладающая температура воздуха большую часть суток от -12 до -17°. В период декабрь-февраль нередки морозы, достигающие -30° и более (абс.мин.-48°). В каждом зимнем месяце возможны оттепели (до 3°), которые иногда сопровождаются дождем (1-4 дня в месяц) и гололедом. Снегопады бывают часто (15-18 дней в месяц). Устойчивый снежный покров образуется в начале ноября, толщина его в марте 25см. Снежный покров распределяется неравномерно, с ровных и возвышенных мест снег сдувается ветром, в понижениях местами наметаются сугробы высотой до 3м. Зимой часты метели (8-15 дней с метелью в месяц) продолжительностью от 6-15 часов до нескольких дней подряд. Метель иногда переходит в пургу с ураганным ветром и сплошной пеленой. Видимость в пургу сокращается до нескольких метров, передвижение становится невозможным. Для зимы характерна плотная низкая облачность (12-20 пасмурных дней в месяц), препятствующая наблюдению с воздуха и сильно ухудшающая работу радиолокаторов. При полете в облаках самолеты подвергаются обледенению. Дней с туманом 2-5 в месяц, на побережье число их увеличивается вдвое. Относительная влажность воздуха высокая (85-87%), при ней даже слабые морозы, особенно с ветром, переносятся с трудом. Высокая влажность является также причиной образования изморози (3-8 дней с изморозью в месяц) - нарастания слоя льда. который иногда может вызывать обледенение металлических конструкций, проводов и ухудшение работы средств связи. Характерны полярные сияния, сопровождающиеся магнитными возмущениями, во время которых нарушается работа магнитных приборов и радиосвязи. В период с середины декабря до начала января стоят сумеречные дни" (солнце не восходит над горизонтом), когда утренние сумерки сливаются с вечерними. В сумерки можно работать и вести наблюдения на местности без искусственного освещения. Продолжительность светлого времени суток увеличивается и в конце марта достигает 11 часов. Возрастает яркость солнечного освещения, при этом отражение солнечных лучей от снега так велико, что вредно влияет на глаза, не защищенные темными очками. Весна (середина мая - июнь) прохладная. Ночные заморозки держатся в течение всей весны. Снежный покров разрушается в середине мая, полностью сходит в конце мая, но в лощинах и узких долинах лежит до середины июня. Осадки выпадают преимущественно в виде моросящих дождей (13-14 дней с осадками в месяц), иногда выпадает мокрый снег. Периоды пасмурной погоды короче, чем зимой (11-13 дней в месяц) облачность уменьшается. Дней с туманом 6-8 в месяц. В начале весны бывает 1-2 сильные метели со снегопадами. С начала мая стоят "белые ночи", а с конца мая -полярный день (солнце не заходит за горизонт в течение суток). Лето (июль-начало сентября) с прохладной дождливой погодой Температура воздуха большую часть суток в июле-августе 8-11°. Бывают отдельные жаркие дни с температурой 20-25°. Осадки выпадают часто в виде непродолжительных но обильных дождей (11-14 дней в месяц), иногда с грозой (2-3 дня в месяц). Полярный день кончается 16 июля, но до 9 августа стоят "белые ночи". Летом появляется масса комаров, мошки, оводов. Пребывание людей вне помещений без накомарников и химических средств защиты невозможно. Осень (начало сентября - середина октября) с холодной, пасмурной и дождливой погодой. В сентябре бывают теплые дни, но в октябре устанавливается холодная погода, в отдельные дни с морозами до -8°, а иногда и ниже. Осадки (до 19 дней в месяц) в сентябре выпадают в виде продолжительных моросящих дождей, а в октябре - дожди и снегопады. Небо почти сплошь и постоянно покрыто облаками. Туманы (3-4 дня в месяц с туманами) наблюдаются преимущественно утром и вечером. Ветры осенью и зимой преобладают южные и юго-западные, весной и летом - северные и северо-западные. Средняя скорость ветра 5-7м/сек, зимой и осенью достигает 12-20м/сек.

Сборка текстов из разных отчетов
1. Волонга - описания есть только "вниз"
Отрывок 1
Эта река по-своему интересная и не похожая ни на одну из рек Тимана. Начинаясь в центральной части Тиманского кряжа, при своей небольшой протяженности она имеет довольно высокое падение, и является лососёвой нерестовой рекой. Собственно её можно разделить на два участка. Верхний – от истоков до устья Кумушки, и нижний – от впадения Кумушки, до устья. Верхняя Волонга течёт с юго-востока на северо-запад, по границе Косминского камня с Тиманским, как бы разделяя их. Нижняя – имеет широтное направление, режет Косминский камень и впадает в Чешскую губу Баренцева моря.
В верховьях (где мы начали сплав) течение относительно спокойное. Вдоль реки холмистая тундра с редкими островками ивняка. Река довольно часто, широко растекается многочисленными струями среди гальки, образуя множество мелких перекатов, Дно ровное и проводка через эти места сложностей не представляет. Изредка к реке подступают высокие, обрывистые берега (фото-80). Через шесть километров, после впадения ручья Ящик-Шор, Волонга резко меняет направление, поворачивая на Север, берега повышаются и через два километра река входит в каньон (фото-81). Верхний каньон Волонги, протяженностью чуть более километра, имеет ощутимое падение, требующее тщательной проводки во многих местах. Узкое русло на входе в каньон представляет полу водопадный слив почти метровой высоты, загроможденный большими обломками скал. Большая глубина под сливом и скользкие, мокрые скалы делают небезопасным преодоление этого места. Далее следует заваленное обломками скал узкое русло с интенсивной струёй. Вновь появляются заросли калужницы. Но здесь (в отличии от Каменки) на заросших участках русла, в центре всегда есть струя чистой воды. Несмотря на то, что с обоих берегов тут скалы, вдоль кромки воды вполне реально пройти.
Спустя километр на выходе из каньона следует наиболее сложный участок проводки – сплошные сады камней, напоминающие больше булыжную мостовую, чем русло реки (фото-82). Вся поверхность реки, усеянная ими, похожа каменное поле, где вода едва струится среди булыжников. Благо, на этом участке они не острые, и по сглаженным верхушкам валунов реально протаскивать лодку. Протяженность данного участка составляет почти два километра. Отсюда характер местности начинает меняться – голая тундра сменяется лесотундрой, представляющей собой массивы низкорослой кривой берёзы с зарослями можжевельника. Местами виднеются островки елей. В тундровой зоне очень много оленей. В основном это стада вольно-пасущихся домашних оленей. Мы столкнулись с ними два раза. Первый раз ночью, на первой стоянке после волока. Второй – сразу после каньона.
Далее характер реки становится более-менее пригодным для сплава, с периодической проводкой незначительных препятствий. Русло здесь обильно заросло калужницей, но в центре этих зарослей всегда есть проход с открытой струёй, по которой лодка скользит весьма успешно. Быстрое течение и достаточная глубина позволяют не опасаться, и всё это проходится сходу. Такие узкие коридоры со стремительными струями в зелёных полях зарослей тянутся на сотню и более метров, на которые и приходится здесь основное падение реки. Правда, на выходе в очередной плёс, довольно часто струя растекается, теряясь в зарослях, и требуется короткая проводка. Здесь уже неплохо ловится хариус (выше каньона рыбы нет), а на ямах попадаются морская кумжа (фото-84) и голец (фото-85) . Тут так же обитает и форель (фото-83), внешне очень похожая на кумжу, но являющаяся белой рыбой. Надо признать, вкусовые качества кумжи оказались на высоте и превзошли хорошо известную сёмгу.
Следующие 18 километров (до высотки 162.6 на левом берегу) характеризуются умеренным течением, где протяжённые плёсы перемежаются с небольшими перекатами. Волонгу на этом участке (если верить карте) пересекают четыре нартовые дороги (а может и вездеходные), но следов их присутствия мы так и не увидели. Возможно, они не проглядываются вблизи у берега, и надо искать подальше – в траве. Зато по мере продвижения вниз по реке, растительность по берегам становится гуще и всё более труднопроходимой. Теперь это уже лес из невысокой (3-4 метра) кривой берёзы, с зарослями можжевельника в нижнем ярусе. Окружающие же холмы вокруг, вообще поросли берёзовым стлаником, и выглядят устрашающе неприступно. В общем, в этой местности не везде можно найти место для стоянки. Разве что у кромки берега, среди редкого ивняка, или на немногочисленных полянках. В лесу найти место под палатку практически невозможно.
В целом, характер течения здесь довольно спокойный, и всё падение реки приходится на перекаты. Участки стоячей воды тянутся на километр и более, где встречный ветер уже препятствует движению. Берега в основном низкие, местами заболоченные, поросшие высокой травой и ивняком, и разумеется труднопроходимые. По правую сторону от реки хорошо виден Тиманский кряж. Платообразной равниной он возвышается относительно реки на 160 метров и более. Там где к реке подступают высокие берега, образуются песчаные обрывы с глубокими ямами. В таких местах обычно стоит красная рыба, и есть шанс поймать кумжу или гольца, а то и сёмгу. О хариусе говорить не приходится вообще. Он здесь довольно крупный и в большом количестве, но при наличии более ценных пород рыб, гастрономический интерес к нему пропадает. Остаётся лишь спортивный интерес к вываживанию особо крупных экземпляров. Местами русло разбивается на узкие и глубокие струи, которые уходят под вогнутый берег, часто с нависшими над водой, или лежащими в воде, выкорчеванными стволами ивняка, перегораживающими почти всё русло. Здесь надо быть предельно внимательным, потому как при столкновении с ними опрокидывание неизбежно. Ещё один вид препятствий – несколько сотен метров заросшего русла, к счастью вполне проходимого. Надо лишь предварительно разведать, чтобы найти более глубокий проход. Забегая вперёд, следует отметить – заросшие участки русла на Волонге встречаются почти до самых низовьев, что нас немало удивило. Проблема конечно не в самих зарослях, тянущихся на сотню и более метров, а в том, что подчас в подобных местах почти нет воды. Особенно на выходе из них, где приходится тащить лодку на руках посуху.
Третий участок Волонги, от высотки 162.6 и до слияния с Кумушкой, наиболее сложный. Фактически отсюда начинается нижний каньон реки. Чтобы представить, насколько он серьёзен, достаточно упомянуть, что река на этом 10 километровом участке имеет падение 50 метров. О сплаве тут конечно не может быть и речи, потому как данный участок весьма сложный даже для проводки. В действительности, каньон имеет гораздо меньшую протяжённость – всего 5 километров, и последующие 5 километров до устья Кумушки преодолеваются значительно проще. От начала этого каньонного участка, у нас было запланировано уйти с Волонги, чтобы осуществить волок на верховья Кумушки и далее на реку Белую (схема-3). Однако подступающие к реке 50 метровые скалистые уступы, поросшие берёзовым стлаником, напрочь исключили такую возможность (фото-86). С грузом здесь подняться нереально, а если бы и удалось, то через густые заросли в любом случае не пробиться.
Слева в реку обрывается отвесная стена, а мелкое русло завалено обломками горной породы всевозможных размеров. Такими же глыбами, причём довольно внушительных размеров, усеян берег. Тут, даже налегке-то непросто идти, не говоря уже о том, насколько сложнее проводить лодку посредине реки. Первый километр проводки по острым, режущим камням, вдоль скальной стенки, наиболее серьёзный и требуют усиленного внимания. Русло имеет видимый уклон. Ощущение – словно спускаешься с горы. Там, где скалы отступают от берега, на смену лежащим в русле скальным блокам, приходят обкатанные водой валуны больших размеров. Скользкие камни, большая глубина между ними и сильное течение серьёзно усложняют проводку. Фактически всё русло представляет собой нагромождение камней, в котором весьма сложно провести лодку. С трудом, втискиваясь в эти щели, приходится поднимать нос или корму лодки, закидывая их на камни, которые более чем на полметра возвышаются над водой. Только так можно пройти по этим извилистым ходам между камнями. Встретилось место, где русло до такой степени перегорожено хаосом громадных валунов, что они даже держат воду, образуя небольшой, но глубокий разлив. Это препятствие, с перепадом высоты более метра, представляющее собой пологий спуск, по гладким валунам, между которыми, (а иногда и по их поверхности) мчит вода – оказалось наиболее сложным препятствием в этом каньоне. По берегам намытые рекой отвалы крупных камней, в которых изредка встречаются агатовые и аметистовые жеоды. Фрагмент одной такой жеоды представлен на фото. Долина реки на этом участке довольно глубокая, лесистые берега взметнулись над ней более чем на 50 метров. Здесь уже вполне нормальный берёзовый лес с примесью ели. Во многих местах из него выглядывают скальные башни останцев. В некоторых местах, на поворотах русла, к реке подступают обширные заболоченные низины (фото-87). Тем не менее, мест для стоянки тут достаточно (фото-88). По мере продвижения вниз по реке, скальные выходы появляются и по берегам. Отсюда уже имеются участки, где вполне можно пройти на вёслах. После впадения слева крупного ручья река становится более проходимой (фото-89). Теперь это уже чередование достаточно глубоких плёсов (фото-90) с небольшими каменистыми перекатами, которые иной раз можно пройти, не выходя из лодки. Правда, здесь вновь появляются заросшие и обмелевшие участки, где приходится таскать лодку волоком (фото-91), но в целом река вполне проходима. Перед устьем Кумушки красивейшие скалы (фото-92) (фото-93). Волонга вскрывает здесь пласты песчаников (фото-96), и дно реки местами так же образует скальную плиту (фото-94), на фоне которой видно, как поднимается на нерест горбуша. Под скалами ямы, в которых можно поймать кумжу или гольца, а иногда попадается сёмга (фото-95). Особенно красива скала, представляющая мощный монолит из песчаника (фото-102) (фото-103). Здесь имеется ещё один порог, требующий проводки, представляющий собой нагромождение камней перекрывающих русло. Далее, до устья Кумушки, река свободна от препятствий. Кумушка впадает в Волонгу в двух километрах отсюда, через пару поворотов, образуя в устье небольшой порог из нагромождения камней (фото-162). В месте слияния река разливается, образуя глубокую яму (фото-161). Левый берег обрывается в воду довольно живописной отвесной скалой (фото-163). На правом - уютная поляна, отличное место для стоянки. Это (так называемая) Лососевая яма – одно из популярных мест любителей ловли сёмги, которые сюда регулярно забрасываются на вертолётах. Сплавы по Волонге отсюда организует так же и база «Манса». В подтверждение посещаемости этого места, на берегу валяются упаковки от блесен. На дне реки, у противоположного берега, лежат оборвавшиеся от зацепов о камни блесны. Проба этой ямы на наличие сёмги не заставила себя долго ждать. Этот крупный экземпляр (фото-163А) был отпущен обратно в родную стихию, потому как на еду вполне хватало гольца и более мелких особей сёмги.
Нижняя Волонга
Этот участок реки оказался далеко не совсем простым для сплава (как ожидалось), и преподнёс ряд сюрпризов. Пройдя верховья Волонги и достигнув устья Кумушки, мы были уверены, что дальнейший сплав будет проходить по спокойной реке с почти полным отсутствием препятствий. В действительности же, Волонга держала в напряжении, практически почти до самого устья. Достаточно того факта, что все свои сквозные повреждения лодка получила на этом участке.
Ниже устья Кумушки река имеет лестничный характер, представляя собой чередование небольших порогов со спокойными участками. Полноценный сплав здесь ещё невозможен, но облегченная лодка (с одним гребцом), позволяет проходить эти препятствия на вёслах, маневрируя среди камней, разбросанных в русле. Тем не менее, мест требующих проводки на нижней Волонге достаточно много. Сосредоточены они практически на всём протяжении реки, до самых низовьев. На участке между Кумушкой и Травянкой это перегораживающие реку каменистые гряды (плотины), представляющие собой намывы из скоплений камней высотой около 0.5 метра, и небольшие скальные уступы, в местах выхода коренных пород.
Хватает здесь так же и береговых скальных обнажений. Наиболее красивое из них в километре ниже устья Травянки, где река делает петлю на 180 градусов, с востока на запад. Грандиозные скалы здесь отвесно падают в воду. Это последние скалы из песчаников. Далее следуют известняки, представляющие собой небольшие скальные выходы на всём протяжении реки. Ближе к низовьям река прорезает последнюю гряду Косминского камня, и по обоим берегам вновь встают отвесные скалы.
Место для стоянки найти несложно – вдоль всей Волонги вполне нормальный лес, который тянется почти до самых низовьев, сменяясь в 15 километрах от устья лугами и ивняком. В основном это ель, хотя есть участки, где преобладает берёза. Местами к берегу подступает тундра. Практически на всём протяжении река имеет удобные, сухие берега. Падение реки составляет 15 метров на 10 километров, поэтому течение достаточно быстрое даже на плёсах, что исключает подъем на вёслах. Однако наличие хорошего бечевника на всём протяжении, позволяет подняться к устью Кумушки почти на любом плавсредстве.
Ниже Травянки река становится более пригодной для сплава, но быстрое течение и изобилующее камнями русло преподносит свои сюрпризы. Основной вид препятствий – мелководные, протяжённые шиверы с высоким падением. Характер всех этих препятствий почти одинаков – в заросшем калужницей русле имеется узкий проход с чистой струёй. Течение там стремительное, с видимым уклоном, а на выходе обычно хаос торчащих из воды камней, от которых практически невозможно увернуться – прохода нет, а течение неумолимо тянет на камни. И подобные сливы практически в конце каждого такого «зелёного коридора». Порой бывает два-три подобных рукава. Выбор по внешнему виду наиболее полноводного из них, не даёт гарантии, что на выходе из него не придётся протаскиваться волоком или влететь с разгону в торчащий на фарватере огромный камень. К тому же в этих (с виду чистых) струях полно подводных камней, цепляние которых лодкой на большой скорости приводит к повреждению её дна. Протяженность подобных участков составляет сотню и более метров, и чередуются они с завидной регулярностью. Река в большей своей части очень извилиста - много участков, где её русло имеет направление север-юг.
Ещё одна особенность Волонги – на всём протяжении от Травянки до устья у ней нет притоков (за исключением мелких ручьев), и следовательно – подпитки. Этим-то и объясняется труднопроходимость её в низовьях. На подступах к последней гряде Косминского камня (20-25 км. от устья Травянки) вновь начинаются заросли калужницы, тянущиеся по несколько сотен метров и перекрывающие всё русло. Каких либо особенностей эти препятствия не имеют, за исключением довольно высокой протяженности, через которые приходится всё так же тащить лодку волоком по этой траве, как было уже не раз.
На этом сложности не кончаются. Ниже, перед последним ущельем река широко разливается. При ширине русла более 100 метров воды здесь по щиколотки – на самых глубоких местах около 10 сантиметров. Этот разлив тянется около километра. Всё дно реки в этом месте представляет собой плиту, скальный монолит. Технически этот участок не представлял бы сложности, если бы не масса обломков в русле и слои скальных пород, которые местами выходят на поверхность под углом, образуя острые грани.
Далее русло вновь сужается до 35 метров, берега повышаются и река входит в ущелье, где по обе стороны встают известняковые скалы. Пласты их во многих местах, в том числе и на дне реки, выходят на поверхность вертикально, и своими острыми гранями представляя серьёзную опасность при сплаве. Пересекая дно реки, они проходят довольно близко у поверхности воды. Это наиболее живописный участок в нижнем течении Волонги. Особенно красивы «ворота» в средней части ущелья, где отвесные скалы сжимают реку с двух сторон.
Постепенно скал становится всё меньше, но берега по прежнему остаются высокими. И это не удивительно, потому как река здесь течёт в глубокой долине, на 15-17 метров ниже окружающей тундры, поросшей густым лесом. По этой причине создаётся впечатление, что река течёт в тайге, хотя в действительности вокруг на многие километры тундра. Там где она подходит к берегу, образуются высокие обрывы.
На 36 километре от устья Кумушки река делает крутую излучину к северо-востоку. Здесь на высоком тундровом берегу находится коммерческая база рыболовного туризма – «Манса». О приближении к ней известят разбои в русле, которые надо проходить по узкой протоке под обрывистым левым берегом, потому как всё основное русло очень мелкое и заросшее.
База электрифицирована. Тут есть все блага цивилизации, причём по высшему классу. Уютные для проживания домики (фото-166), оборудованы электроосвещением. Внутри имеются электронагреватели. Есть столовая (фото-167), баня, душевые кабины. На базе имеется спутниковый телефон, телевизор со спутниковой антенной, и прочие удобства для комфортного проживания. Учитывая отсутствие в этих краях туристов, и прочего бродячего народа, можно вполне рассчитывать на доброжелательное отношение со стороны обслуживающего персонала этой базы (что большая редкость в подобных местах). А если повезёт, улететь отсюда попутным вертолётом.
Ниже базы лес по берегам реки редеет, и на смену ему приходит ивняк, но отдельные деревья, как и скальные выходы, встречаются почти до зоны прилива. Отсюда уже на всём протяжении до самого устья, по левому высокому берегу простирается тундра. Последние 5 километров зоны прилива надо проходить когда начнётся отлив. В противном случае придётся бороться со встречным приливным течением.
Вариант Волонга-Белая-Индига технически гораздо проще, но имеет сложности в финансовом плане – дорогие заброска и выброска, и ещё необходим пропуск в погранзону. При этом следует учесть, что самолетом можно добраться только до Нижней Пеши. До деревни Волонга – начальной точки маршрута, (70 километров) придётся добираться по реке Пеша, и далее по Чешской губе на моторных лодках. Хочется предостеречь от попыток добраться туда самостоятельно (своими силами) – мощные приливно-отливные течения вдоль берега, и штормовые ветра здесь очень коварны. Укрыться и переждать непогоду на берегу (как это может показаться) не так просто – на всём протяжении до Волонги берег Чешской губы представляет высокий (8-12 метров) обрывистый осыпной склон (фото-170) с нависающими торфяными карнизами, на который подчас невозможно взобраться.
Отрывок 2 - не публикую, можно прочитать здесь - http://slazav.mccme.ru/sula07sh.htm
Эпизод 2 - про волок
выдержки, есть точная схема, на работе!
Кумушка, и тундры Тиманского камня
Вопреки планируемому варианту маршрута, Кумушка для подъема лодок оказалась не пригодна ни каким образом. Почти на всём нижнем протяжении (около 8 километров) Кумушка течёт в глубоком и мрачном ущелье (фото-160), переходящем выше в каньон. Русло загромождено обломками горной породы различных размеров. В некоторых местах имеются непроходы. И это закономерно, потому как ожидать иного от небольшой речки с падением более 100 метров на 12 километров – не приходится. В виду полной непроходимости Кумушки, единственный путь выхода отсюда на Белую остаётся только пешком. Но как уже было сказано, местность в верховьях этих рек заросла особым видом низкорослой (до двух метров высотой) Тиманской берёзы (фото-156). Прямо от основания она ветвится на массу кривых полустелющихся стволов, которые, сплетаясь между собой, образуют непроходимые заросли. Под ними непросто даже проползти. Оказавшись в них, практически невозможно выбраться. Впрочем, проникнуть в эти заросли (пусть даже на несколько метров) тоже не так просто, иной раз и невозможно. Они встают на пути неприступной стеной, и сравнимы разве что с кедровым стлаником. Ввиду данного обстоятельства, местность летом непроходима. По берегам рек преобладает берёзово-еловый лес, с густым подлеском и буреломом, а чуть выше сплошные массивы этой берёзы занимают всё оставшееся пространство. Тундры начинаются лишь в верховьях Кумушки. По этим причинам, волок в верховья Кумушки и далее в Белую возможен лишь при наличие дорог или троп. Одной из таких дорог, своего рода «дорогой жизни», оказалась ведущая отсюда в верховье Кумушки старая вездеходная колея. Рассекая эти заросли, она является единственным путём, выводящим на плато. В этом можно убедиться, идя по ней, где в коридоре из плотных зарослей никуда невозможно свернуть. Дорога хорошо проглядывается на всём протяжении, сухая и легко проходимая.
На первом километре от устья Кумушки идёт ощутимый подъем в гору, сразу после которого уходит хорошо видимое ответвление вправо, куда ни в коем случае не надо сворачивать - основной путь прямо. Через три километра дорога выводит к красивейшему месту – громадному ущелью с оригинальными формами выветривания в конгломератах (фото-104). Борта ущелья представляют собой сплошные ряды останцев (фото-105) (фото-113), своеобразный каменный город. Разнообразной формы скалы смотрятся необыкновенно красиво и меняют свою форму в зависимости от того, с какого ракурса их рассматриваешь. Место настолько фантастическое, что захватывает дух. Объектив фотокамеры не в состоянии передать всю грандиозность, полноту и ширь этого природного объекта. Ряды каменных изваяний напоминают всевозможные фигуры (фото-157). Есть тут «грибы» (фото-159), «ваза» (фото-108), замысловатые башни (фото-107) (фото-158), и многие другие формы (фото-114). Спускаясь в ущелье, дорога поворачивает вправо, огибая пригорок слева и пересекая болото, продолжается на другой стороне. Правда, здесь можно потерять её продолжение, поскольку в болоте она плохо видна. В принципе, можно пересечь это небольшое (150 метров) болото в любом месте и обследовав потом противоположную сторону, найти продолжение дороги. Далее, через километр пути от ущелья, берёзовый стланик заканчиваются и взору предстают просторы тундры. Ввиду отсутствия видимых ориентиров, привязка к местности здесь затруднена, поэтому желательно иметь GPS. Дорога идёт по слабохолмистой местности в юго-западном направлении мимо небольших пригорков, не обозначенных в масштабе карты, Через три километра пути по тундре слева от дороги показывается Кумушка, со скальными выходами по берегам. Здесь от основной дороги следует отворот влево, который приводит к реке. Далее этот вездеходный след переходит реку и уходит дальше в тундру. Направление его совпадает с направлением пути на Белую. Правда, он не был разведан, и говорить, куда он идет, с уверенностью нельзя. Для большей гарантии можно пройти вверх по Кумушке (2 км.) до Сухой Рассохи, и вдоль неё выходить на Белую. Тундра в этом месте уже легко проходима, и вдоль ручья так же есть оленьи тропы. Следует так же отметить, что на этом участке пути, (до верховьев Кумушки), а так же в случае продолжения пути по вездеходной колее необходимо запастись водой для питья. На всём протяжении этой дороги, источников воды на ней нет. В районе «каменного города» дорога хоть и подходит близко (почти вплотную) к Кумушке, но спустится к ней за водой, не представляется возможным. Река течёт в глубоком ущелье с почти отвесными берегами, заросшими всё той же берёзой. Ещё одна полезная информация: В самом верховье Кумушки, в километре выше впадения Сухой Рассохи, на левом берегу стоит добротный дом с печкой, запасом дров и всем необходимым, которым можно воспользоваться в случае непогоды, если такая застигнет на плато. Это сезонная база оленеводов, которая ими в летнее время не используется. Тот хаос, который мы увидели внутри, никак не располагает, конечно, чтобы там остановится. Но группе, при необходимости, ничего не стоит навести там порядок и создать пригодные для проживания условия в течение часа.
Непроходимая для лодок Кумушка представляет собой весьма интересный экскурсионный объект, на посещение которого рекомендуется выделить день. Особенно интересен каньонный участок реки. Нами был пройден верхний участок Кумушки. Нижний участок обследовать не стали в виду труднопроходимости и недостатка времени, хотя он (возможно) тоже по своему интересен. Далее даётся последовательность описания местности, согласно нашему пути следования, от избы до каньона.
Как уже было сказано, основная вездеходная колея уходит прямо – на юго-запад. Пройдя по ней ещё пару километров от отворота, перед очередным распадком, мы прямиком по тундре (дорога проходит стороной) вышли к избе. Практически во все стороны отсюда простирается открытая всем ветрам тундра, поросшая стелющейся карликовой берёзой, в которой путаются ноги. Словом – местность далеко не для пешего хождения, как это утверждает карта, на которой изображена совершенно голая, лишённая растительности тундра. Кумушка протекает недалеко от избы. Здесь она представляет неспешно текущий по тундре, мелководный ручей со спокойным течением и галечным дном, с большим количеством перекатов. Первые скальные обнажения появляются за полкилометра до впадения Сухой Рассохи. Это интересные формы выветривания кварцитов и кварцито-песчаников (так называемый – крепкий песчаник) (фото-115). Отмеченный на карте водопад, в действительности нечто иное, как непроход. Русло тут полностью перекрыто разбросанными в беспорядке огромными глыбами скальных обломков (фото-116). Массивные скальные блоки лежат так же повсюду на берегу (фото-117), и в русле (фото-118).
Сухая Рассоха представляет собой мелководный ручей (фото-119), где вода едва струится по плитам, выстилающим его дно, и в связи с этим полностью оправдывает свое название. Имеет хорошо выработанное русло в скалистом обрамлении. Его долина – наикратчайший путь и надёжный ориентир для волока на Белую.
Далее Кумушка поворачивает на запад и течёт в этом направлении полтора километра. Для этого участка характерно засоренное камнями русло (фото-120) и скопления небольших останцев по берегам (фото-124) (фото-126). Местами берег представляет собой невысокую скальную стенку (фото-122) (фото-125). После поворота на северо-запад следует прямой участок, где реку пересекает, уже упоминавшаяся ранее, вездеходная колея. По левому берегу здесь почти на километр тянется болото, и поэтому лучше идти правым. Русло реки представляет собой в этом месте скальное ложе – плиты, лежащие одна поверх другой. В результате образовались цепочки бассейнов (ванночек) – своеобразная водяная лестница (фото-127), где вода переливается через ступени из одного бассейна в другой . На следующем повороте, в конце этого участка начинается ущелье (фото-130), где скалы (местами отвесные) подступают по обоим берегам. Несмотря на это, берега тут вполне проходимы (фото-131). Причём, лучше всего идти вдоль кромки воды, потому как тундровая растительность ощутимо препятствует ходьбе. Река по-прежнему имеет каменистое русло, и во многих местах течёт по гладкому каменному ложе. Встретилось даже место, где вода попросту пропилила узкие, гладкие желоба в перегородившем её каменном монолите, словом – прогрызла себе путь.
По мере спуска вниз, русло всё более засорено камнями, а скалы по берегам становятся выше (фото-132). Встретилось место давнишней стоянки геологов. И как всегда, атрибуты подобных мест – железные бочки, и прочий мусор. С берега в реку спускается металлическая труба, другой конец которой уходит куда-то в тундру. Видимо здесь была буровая и это забор воды для скважины.
На подходе к большому каньону живописные скальные ворота (фото-133). Разливаясь в этом месте, река резко меняет направление (фото-134). Фактически это отдельный небольшой каньон (фото-136), протяженностью около 500 метров, где с обоих берегов над рекой встают скальные изваяния самых оригинальных форм (фото-135). Это место так же проходимо понизу. После него следует небольшой равнинный участок (фото-138), после которого начинается большой каньон (фото-137).
Каньон выглядит внушительным провалом на ровной поверхности плато (фото-141), и представляет собой грандиозный разлом (фото-146) (фото-155), при глубине до 50 метров и протяженности 2 километра. Стены его сильно разрушены (фото-140) и ощетинились скальными останцами на всём протяжении (фото-147) (фото-149). Обломками этих пород сплошь усеяно дно реки (фото-148) (фото-150), среди которых встречаются довольно внушительные (фото-154). Фотография, как всегда, не может передать всего масштаба и красоты этого природного объекта. На дне каньона, в некоторых местах, у самой воды имеются гроты, и над водой нависают огромные скальные монолиты (фото-151). Интересно было бы снять всё это снизу, но от такой идеи пришлось отказаться, поскольку спуск в каньон небезопасен, а местами практически невозможен. Осыпные склоны вперемешку с густыми зарослями стелющейся берёзы создают этому серьёзное препятствие. Камни здесь ползут под ногами, а плотные заросли встают непреодолимой преградой. Кроме того, верхний край каньона, и нижний (у самой воды), во многих местах представляют собой отвесные уступы (фото-144). Всё это исключает свободный спуск в каньон, как и выход из него. Взгляд на каньон сверху вызывает серьёзные сомнения в проходимости его низом. Поэтому лучше всего осматривать и проходить его по верху. Это весьма удобно, потому как по левому краю каньона, на всём его протяжении имеется отличная тропа, неизвестно откуда взявшаяся на узкой полоске ягельной тундры вдоль верхней его кромки, в то время как вся местность вокруг представляет собой непроходимые заросли (фото-152), которые смотрятся издалека зелёным пушистым ковром (фото-145). Так же следует отметить, что ни в коем случае не следует пытаться идти вдоль каньона правым берегом, потому как придётся столкнуться с плотной стеной этих зарослей.
Интересный объект в каньоне – непроход, представляющий собой огромный скальный останец, полностью перекрывающий русло (фото-139). Возможно этот кусок скалы, высотой более 10 метров, обрушился некогда с борта каньона, что наиболее вероятно, потому как подобные скальные монолиты нависают над многими его участками (фото-153).
Ближе к нижнему концу каньона слева, на повороте, впадает небольшой ручей. Вдоль него есть слабозаметная тропа, выводящая на вездеходную колею, которой полезно воспользоваться после осмотра каньона, потому как далее, ниже каньона, из труднопроходимого ущелья Кумушки невозможно будет выбраться, и придётся идти до самого устья. Следует помнить, что можно заблудиться (и довольно серьёзно) в окружающих зарослях, если невнимательно отслеживать тропу. По этой причине нельзя ни в коем случае пытаться прямиком срезать путь, пользуясь тем, что заросли берёзы в этом месте не совсем сплошные. В этом-то и таится главная опасность! Попав в этот лабиринт можно не найти обратного выхода, в результате чего придётся довольно долго блуждать, или прорубаться сквозь них, чтобы выйти.
При наличии времени можно осмотреть низовье Кумушки, потому как там есть свои прелести, в частности (так называемые) «исполиновы котлы» - огромные круглые ванны в скальных породах речного ложа (о которых упоминает исследователь этих мест, геолог Г.Чернов), и базальтовые потоки. К тому же, глухое, непосещаемое ущелье Кумушки может оказаться хорошей находкой для любителя настоящей глуши, и экзотики такого порядка. Ну, и не стоит забывать об имеющихся там лососевых ямах.


Выдержки из интерет-переписки с разными людьми
>>1. Почему Вы ушли на Сойму через Урдюжское оз., а не через Индигские озера? >>
Прежде всего из-за расстояния. Путь через Урдюжское озеро короче, да и само озеро увидеть хотелось.

>>2. На сколько реальный переход на Сойму с озер в плане окружающих болот? Понимаю, что там порядка 3-х километров всего, но и это может оказаться трудно реализуемым при определенных обстоятельствах.>>
Эти 3 километра сопоставимы с 10 километрами волока Каменка-Волонга. Местность там очень труднопроходима. Заболоченная лесотутндра с буреломами и зарослями карликовой берёзы, а ручьи сплошь в ивняке и непроходимы даже для байдарки.

>>3. Реально ли пройти маршрут на катамаране в плане мелководности рек в регионе, катамаран узкий и более менее легкий? >>
Да, реально. Только надо учесть, что так называемый "непроходимый каньон" в верховьях Белой (4 км.) придется обносить полностью. Мы на Щуке там едва втискивались в проходы между камнями, а для катамарана там сплошной негабарит.

>>4. Правильно ли я понимаю, что "виска" - это полузаросшая протока, практически без течения и может оказаться без воды? >>
Нет, неправильно. Виска это глубокая протока, шириной 3-15 метров, с весьма интенсивным течением. На Урдюжской виске совсем нет стоячей воды. Скорость течения там около 4-5 км/час и практически равномерна на всём протяжении, что делает малореальным подъем по ней на вёслах. Про Индигскую виску мне писали те ребята, которые ходили на Тиман по моей рекомендациии. Течение было столь интенсивное, что местами они не могли выгребсти упираясь из последних сил. Самое плохое, что берегом проводить там невозможно - ивняк.

>>5. На сколько соответствуют действительности указанные в Вашем описании переходы, например "Волок на Волонгу - 12 км."? Я имею в виду, фактическое ли это расстояние "от воды до воды" или все же еще километров несколько придется топать до более менее приличной речки? ?? >>
Это фактическое расстояние, от воды до воды. Правда, оно может увеличится, если в верховьях по какой либо причине окажется мало воды.

>>6. Правильно ли я понимаю, что наиболее красивые места - это Белая и окрестности? >>
Да, это так!

>>Более всего меня волнуют длительные переходы, так как ходить придется в "две ходки", что втрое увеличивает пройденное расстояние. >>
Мы тоже так ходим. По другому я просто не могу, потому как хожу с женщиной а груза у нас на двоих 70 килограмм.

>>По времени мы ограничены где-то 25-26-ю днями, с учетом дороги, деньгами не сильно ограничены,>>
Для линейного варианта маршрута "Волоковая-Сула-Каменка-Волонга-Белая-Коткино" этого времени вполне достаточно. Проблема кроется в другом - возможности вовремя выбраться с конечной точки маршрута. Очень часто билеты на рейсы местных авиалиний бывают раскуплены за 2-3 недели вперёд. В этом плане, из Коткина выбраться шансов гораздо больше. Если не получится улететь на Архангельск - можно по реке Печоре. А из Индиги только самолетом, больше никак.

>> Понял, значит лучше все же по Вашей схеме: подняться по Индиге и перейти на оз. Могутейское (дальше вниз, на сколько я понял все время), или это будет адекватно подъему по Индигской Виске и переходу на Сойму? >>
Технически, переход на Сойму через Индигские озера, и переход с Индиги на Урдюжское озеро - одинаковы по сложности. Оба эти волока тяжелы для прохождения. Однако Вариант выхода на Сойму через Урдюжское озеро значительно короче и исключается тяжелый подъем по Индигской виске. На Индиге практически отсутствует течение, за исключением участка перед впадением Светлой, и после впадения Могутейской виски. Первый (не смотря на довольно стремительное течение) легко проводится. Второй - гораздо сложней. Река на протяжении 4 километров течет с большой скоростью в узком русле с травянистыми берегами. Ивняк и большая глубина под берегом не позволяют эффективно использовать здесь проводку, как и подъем на вёслах. Если что... можно всё это обнести берегом. Участок непродолжительный, дальше вверх по Индиге стоячая вода. Вариант подъемам по Могутейской виске полностью исключается, даже на байдарке. Ибо она представляет собой узкую протоку заросшую ивняком. Реальную схему волока, которым мы шли, готов скинуть по мейлу. В месте выхода на Минину виску можно начинать сплав (даже на кате), и далее вниз до Коткино вниз по течению

.>> Я еще не разбирался с выбраской, я правильно понимаю, что из Коткина есть авиа сообщение с Архангельском, а если нет билетов можно доехать до Нарьян Мара по Печере, а оттуда уже самолет? А до Нарьян Мара надо лодку арендовать или там что-то ходит рейсовое? >>
Из Коткино гораздо легче улететь на Архангельск, чем на Нарьян-Мар. Если же выбираться по Печоре, то есть варианты, рейсовым теплоходом до Усть-Цильмы, откуда есть автомобильное сообщение с ж-д станцией Ираель.

>> Естественно, есть несколько стандартных вопросов по рыбнадзору и ограничениям на лов, из ваших слов я понял, что никаких особо проблем с этим нет (как на Кольском), даже с лагерем коммерческих рыбаков? >>
Какой к черту рыбнадзор? Там человека встретить... проблема. А богатые дядьки потому туда и забрасываются на вертушках, что можно безконтрольно хозяйничать, ловить сколь душе угодно. Коммерческие рыбаки там обычно бывают в конце августа - начале сентября, на ход сёмги.

>> Сейчас вот думаю, как стартовать, то ли по Волоковой, то ли по Волонге подниматься, с одной стороны, по Волонге - минус один волок , а с другой стороны и верховья Сулы наверное интересно посмотреть... >>
По Волонге гораздо быстрей, однозначно! Подъем по Волоковой - это обходной путь "по закоулкам". Смотреть в верховьях Сулы особо нечего. Достаточно посмотреть фотоотчет Василича. http://pohody1.narod.ru/Sula82.html Все красоты Сулы ниже падуна и в районе Щучьей, а верховья - однообразная тундровая река. Да и подъем по Каменке... всё зависит от того, какая вода там будет. Мы в 2006 не могли даже Щуку поднять до волока, а в 2007 году москвичи без проблем прошли туда на кате.

>>> Единствоенно что не очень понятно, на сколько реально нанять катер до устья Вологнги из Пеши. Правда, в любом случае можно будет на авто заброситься к устью Волоковой. >>
Катера из Нижней пеши не ходят. Реально, арендовав моторную лодку в Нижней Пеше. Река Волонга имеет довольно быстрое течение, но вполне проходима проводкой. Думаю, за 5 дней управитесь.

>> 1. Волок с Волонги на Белую надо начинать прямо от устья Камушки и даже не думать о подъеме по ней? >>
Вот именно! Зачем искать приключения на свой зад, когда есть дорога. Кроме того... там такое нагромождение валунов... не представляю. как можно проползти вообще. А вот на каньон Кумушки сходить стоит!

>>2. Правильно ли я понимаю, из Вашего фильма, что верховья Белой для нашего катамарана будет "непроход" и придется пешочком топать? >.
Нет, неправильно. Непроходы есть, но они идут не сплошняком, и вам ничего не стоит обнести их, даже по берегу.

>> Или то место где Вы Щуку тащите между камней несколько ниже и участок этот не очень протяженный? >>
Да, есть пару тройку таких мест. Протяженность их не более 100 метров, что вполне реально обнести. Отсновная проблема - малое количество воды в верховье (даже в то аномальное лето), когда воды во всех остальных реках Тимана было более чем достаточно - Щука с трудом проползала на брюхе. Поэтому представяю, что там будет в засушливое лето... сухое каменистое русло.

>>3. Не осталось ли у Вас контактов в Коткино, чтоб было в случае чего к кому обратиться по поводу выброски? >>
обратитесь к Ардееву Василию Петровичу. Найти его просто - его дом укажет первый встречный, у него туристы часто останавливаются. Он может помочь с выброской, как и заказать машину из Гусенцов.

>> 4. В первый раз Вы выбрасывались из устья Волонги, на сколько легко вы нашли моторку, сколько это приблизительно стоило тогда и не может ли так случиться, что погодные условия на море задержат нас в Пеше на несколько дней? >>
Из Волонги выбраться действительно не так просто. Нам повезло. В действительности (часто бывает) моторку на день отъезда найти практически нереально. Местные ни за какие деньги не хотят везти, упираются. С трудом уговорили одного молодого человека забросить нас до Белушья, за 2500 р. А в Белушья ситуация ничуть не лучше - никто не хочет ехать... а местный "коммерсант" заломил цену аж 5 тысяч р. до Нижней Пеши. Но когда мы дали ему понять, что можем и подождать полтора суток. и улететь самолетом. зато он не получит своих денег... смягчился - согласился за 3 тысячи р. было это в 2006 году. Какие сейчас цены... боюсь загадывать.
На счет погодных условий... всё может быть.Когда дует северок и на море большая волна, никто вас не повезёт. А погода там весьма изменчива и непрендсказуема.

>> Можно ли расчитывать на то, что моторка поднимет нас несколько вверх по Волонге? >>
Только до зоны границы прилива, а это всего лишь 6-7 км.

>> 5. Дурацкий вопрос, но могу ли я при расчете раскладки расчитывать на рыбу на всех этапах кроме влоков, естественно? >>
Более чем! Рыбы там с избытком. Особенно для того, кто умеет ловить. Да там даже уметь не надо... хариус и Щука цепляются на любую блесну, при каждом забросе. А вот сёмга... то уметь надо!

>> Может мы не правильно поступаем, что летим в Н. Пешу, может надо до Белушье, если там тоже аэропорт есть и туда есть рейсы регулярные? >>

Рейсы бывают, но в их регулярности, я чет сомневаюсь. Так, по пути, некоторые рейсы на Индигу и Коткино там приседают и забирают пассажиров. Если что... ничего не стоит в той же самой Н.Пеше погрузится на борт и перепрыгнуть в Белушье. Правда... чё вы там делать будете? Наземного транспорта (как такового) там в принципе нет, как и дорог. Для сравнения: Индига довольно большой поселок, и на весь поселок там всего лишь один Газик, который почти всегда бывает занят.

>> То, что немного вверх по Волонге поднимет - это хорошо, хоть какая-то растительность на костер появится, можно погреться будет:) >>
Растительностьтам прямо от моря начинается... кусты ивняка густые как лес, вперемежку с лугами. Далее вверх по Волонге пойдет настоящий таёжный лес, и так до самых верховьев Кумушки. На Белой нет леса совсем. А в верховьях Белой нет даже ивняка. Так что костер жечь будет нечем. Учитывая, что газ в самолете не провезти, берите бензиновый примус.

Ну... пару раз придется обойтись без горячей пищи, особенно в сырую погоду.
В самых верховьях Белой нет даже сколь либо пригодного для костра ветхого ивняка. Хотя... если побегать по тундре... вполне можно насобирать. Но это ведь напрасная потеря времени... В сухую погоду, хорошо горит сырая карликовая берёза. К стати... проблемы с дровами начинаются уже от устья Кумушки - кругом густой лес а дров нет. И далее в верховьях Кумушки, на волоке, топлива для костра нет.
Проблемы с дровами заканчиваются после впадения в Белую, притока Кумушки. Фактически оттуда начинается каньон. Для катамарана он совершенно негабарит (проходы между булыжниками около 0,8 метра), поэтому придется выползать из каньона и обносить поверху, порядка 3 км.
Ещё... на счет дров - есть оазис высокого и густого ивняка в месте поворота долины Белой на восток, выше впадения Кечвожа. Там можно заготовить и взять с собой небольшой запас дров. Если надо. могу скинуть схемку.
последние добавления 10.06.2009
 

Назад, На главную